Анастасия Романова
Если много думать, то реально не получится
Поговорили с Анастасией Романовой — редактором StockM Consulting. Она рассказала, как ушла из юриспруденции в B2B-редактуру, чему научилась в Школе редакторов, почему отказалась от третьей ступени и что делать тем, кто хочет сменить профессию, но не знает, с чего начать.
Чем ты сейчас занимаешься? С чем работаешь?
Я редактор и автор статей в сегменте B2B. Работаю в StockM Consulting — это компания, которая разрабатывает программное обеспечение для управления запасами в ритейле, дистрибуции и на маркетплейсах.

Я рассказываю о нашей работе: не только про софт, но и про алгоритмы, на которых он построен. Всё завязано на теории ограничений — это такая научная концепция, сокращённо ТОС. Она непростая, но когда начинаешь разбираться, затягивает. Например, если ты знаешь книгу «Цель», сначала она кажется просто историей, а потом начинаешь понимать, насколько глубоко там всё устроено.

Параллельно изучаю ТОС и доучиваюсь на курсах по редактуре. Мне вообще близка идея непрерывного обучения. Кажется, любая профессия требует постоянного роста.
Умное управление запасами и ассортиментом
stockm.ru
Мне вообще близка идея непрерывного обучения. Кажется, любая профессия требует постоянного роста
Где можно почитать твои тексты?
У нас есть блог на сайте компании. Там недавно вышел кейс про «Сплат» — думаю, многие знают эту марку. Я веду рубрику «с уточками» в телеграм-канале фирмы о запасах. Ещё у нас есть YouTube, ВКонтакте — везде стараемся рассказывать интересно. Это не просто теория, а конкретные истории из практики.
С 40% до 190% —
рост рентабельности инвестиций в запасы
Кейс
Почему ты решила пойти учиться в Школу редакторов?
Я много лет работала юристом — это была моя профессия и, казалось, призвание. Но в какой-то момент стало не хватать «массажа для мозга». Хотелось чего-то творческого, шире, чем просто работа по инструкции.

Сначала я пошла учиться в школу Останкино на курс по ивент-менеджменту. Там познакомилась с бизнес-книгами и поняла, что они бывают не скучными. До этого читала в основном прозу, фантастику — Гарри Поттера, например. А тут оказалось, что есть книги, которые реально можно применять в жизни.

На том курсе я узнала, что такое CMM, презентации, организация мероприятий — и всё это оказалось ближе к редактуре, чем я думала. Ведь редактору тоже нужно уметь организовать интервью, упаковать идею, донести мысль. Правда, потом начался ковид, и про ивенты пришлось забыть.
Когда ты поняла, что хочешь именно писать?
Я фанатела по нон-фикшн, но когда попробовала писать, поняла, что меня тянет в прозу. Пошла учиться в школу CWS, потом на курс «Пишем на крыше». Там мы писали рассказы, получали рецензии, разбирали тексты как в школе — «что хотел сказать автор». Только теперь я была автором. Это странное ощущение, когда тебе рассказывают, что ты вложил в текст, а ты и не думал об этом — но, кажется, да, попали.

Получила хороший отзыв от преподавательницы, что рассказ — это отличный результат курсов. Это очень поддержало. Но потом пришло понимание: мало хорошо написать — надо ещё и продвигать. А я не хотела быть человеком, который просто пишет в стол.
Но потом пришло понимание: мало хорошо написать — надо ещё и продвигать. А я не хотела быть человеком, который просто пишет в стол.
Как ты узнала о Школе редакторов?
Я читала «Пиши, сокращай» и была подписана на канал Максима. К Новому году он выложил пост о курсе Ирины Ильяховой — про то, как стать редактором. Я купила курс, начала читать, и в какой-то момент наткнулась на ссылку на Школу редакторов.

До этого вообще не знала, что такая школа существует. Изучила сайт досконально, прочитала всё от и до, посмотрела список книг. Полистала их, поняла, что хочу туда. Записалась на подготовительный курс — он был коротким, но очень полезным. Я впервые услышала слова вроде «фичеризм», «вёрстка», «гугл-доки» и думала: «Боже, что они от меня хотят?» Но именно это и стало стимулом — хочется разобраться, стать лучше.
Ты поступала на бесплатное место? Что нужно было сделать?
Да. Было несколько вариантов заданий. Я сразу отмела вариант с промо-страницей — там нужен был графический редактор, а я тогда не умела с ним работать. Подумала: лучше сделать просто, но хорошо.
Выбрала тему про путч 1991 года. Долго думала, как подать её. Вспомнила, что по этой теме школьники сдают ЕГЭ — и решила сделать короткую шпаргалку, как если бы это был телеграм-канал учителя. Чтобы коротко, понятно и полезно.

Готовилась около двух недель: читала учебники, смотрела видео, делала выжимку. Добавила видео, сделала подписи, оформила текст. Даже написала сопроводительные документы — что хотела сказать и почему сделала именно так.

Собрала всё, нажала «Отправить» — и сидела с потными ладошками. А потом оказалось, что я прошла. Оценка — 3,99. Для первой попытки — я тогда подумала: «Всё, молодец. Всё, что могла — сделала».
Как тебе давалась учёба в Школе редакторов? Что было тяжело?
Самое тяжёлое — тесты. Мы сразу создали чат, где все друг другу жаловались. И это было очень по-человечески: «Я перечитал текст три раза, а всё равно не вижу, что от меня хотят». Я была точно такая же. Читаешь, перечитываешь, делаешь тесты, стараешься попасть в дедлайн. Потому что если один раз не сдашь — ещё ладно, а если больше, то просто вылетаешь. А когда ты уже забралась хоть чуть-чуть в рейтинг, становится страшно это потерять.

Редактура была легче. Наверное, потому что на потоке все на это были нацелены: вчитывались, обсуждали, старались. С вёрсткой тоже справлялась, но тесты — да, это была боль.
Ты упоминала, что твою курсовую разбирал Максим Ильяхов. Как это было?
Мне очень повезло. Я сделала курсовую и была уверена, что всё хорошо. А потом Максим сказал: «Что-то вообще не то». Это был удар. Причём я болела ковидом, температура, слабость. А он говорит: «Переделывай». А до сдачи — совсем немного времени.

Но я собралась и поняла, что он хочет донести. Переделала — и в итоге получила нормальную оценку. Не скажу точно какую, кабинет с тех пор удалили. Но это был важный момент. Мне тогда стало понятно: ошибаться нормально. Главное — уметь отступить, понять и сделать лучше.
Как ты попала в журнал «Кто студент»?
Я читала журнал, но не совсем понимала, как он устроен. Однажды написала главреду — спросила, можно ли как-то поучаствовать. Она обрадовалась: «Супер, давай. Вот тебе интервью, посмотри».

Я села его править и дико наисправляла. Переписала половину, подумала: «Боже, кто ж так пишет». Отправила. А мне в ответ: «Это уже утверждённый текст, согласованный с героем. Тебе нужно было просто его прочитать, а не редактировать».

С одной стороны — стыдно. С другой — это был отличный урок: всегда сначала уточняй, что именно от тебя ждут. С тех пор я стала корректировать тексты в журнале на постоянной основе. И так втянулась.
С другой — это был отличный урок: всегда сначала уточняй, что именно от тебя ждут
Как ты стала главредом «Кто студента»?
Сначала просто помогала — читала интервью, корректировала. Потом начался новый набор, появился конкурс на главреда. Меня позвали, но я поняла: не вывезу. Была работа, учёба, я много читала — и чувствовала, что пока рано.

Главредом тогда стал Кирилл Морозов — мой друг и соратник. Он пришёл позже, быстро стал первым в рейтинге. Я сначала подумала: «Какой ботаник», — а потом он позвал меня в команду. Мы начали вместе выпускать статьи. Я редактировала интервью — и впервые увидела своё имя в строке редактора. Это было очень приятно.

Кирилл — крутой. Он не только редактировал, но и придумал, как отображать баллы на бирже. У него классное чувство ритма и сильные техскиллы. Работать с ним было кайф.
Когда ты сама взяла журнал в свои руки?
Осенью. Кирилл передал мне руководство, и я стала 11-м главредом. Это совпало с началом второй ступени, так что было очень тяжело. Учёба усложнилась, я работала юристом, была мамой и теперь ещё главредом. Было ощущение, что всё горит — и я подбрасываю дров.

Но отказаться не хотелось. Мне важно было пройти путь до конца. Каждую неделю — новый выпуск, новые герои, новые авторы. Приходилось быть везде: отвечать на сообщения, редактировать, настраивать верстку, общаться со студентами, решать спорные ситуации.
Приходилось быть везде: отвечать на сообщения, редактировать, настраивать верстку, общаться со студентами, решать спорные ситуации
Что оказалось самым сложным?
Коммуникация. 90% времени главред тратит не на редактирование, а на общение: договориться, напомнить, поддержать, найти подход. Люди разные — кто-то горит, кто-то теряется, кто-то исчезает. Иногда интервью полностью готово, вычитано, а герой в последний момент говорит: «Мне не нравится». И приходится всё переделывать на ходу.

Сложно ещё — не напугать студентов. Особенно тех, кто пробует себя впервые. Им страшно, а ты должен не отпугнуть, а подбодрить, провести, помочь.

Я сразу обозначила границы: не отвечаю после 21:00 и в выходные. Но были случаи — пишут в два ночи, в пять утра в субботу. Я просто читала потом, днём.
Коммуникация. 90% времени главред тратит не на редактирование, а на общение
Что тебе дало главредство?
Очень многое. Это опыт, которого ни в какой работе не получишь. Ты отвечаешь за всё: от идей до публикации. Учишься вести редакцию, вести людей, не выгорать, держать планку. Учишься говорить «нет» и просить помощи. Учишься делегировать, верстать, спорить, убеждать и поддерживать.

Я до сих пор дружу с ребятами, с кем работала. Помню, как гордилась: дизайнер написала интервью — и сказала, что ей понравилось. А потом написала ещё одно. Это очень тёплое чувство — видеть, как кто-то вырос, потому что ты дал ему шанс.
Ты не пошла на третью ступень. Почему?
После второй ступени я была выжата. Параллельно шло главредство, учёба усложнилась, я продолжала работать. Я чувствовала: если пойду дальше — это будет уже не рост, а выгорание. Я не смогу показать хороший результат, которым буду гордиться.
Мне пришло письмо, что я поступила. Но я написала куратору: «Я отказываюсь». Она удивилась: «Почему?» — но я была уверена. Это было зрелое решение. Я знала: если пойду — просто сломаюсь.
Это было зрелое решение. Я знала: если пойду — просто сломаюсь
Что было после Школы? Как ты попала в StockM?
Это не была волшебная история: «вышла — и сразу нашли». Я продолжала работать юристом, время от времени участвовала в проектах, не отпускала редактуру. Но чувствовала, что теряю хватку. Насмотренность уходит, если её не тренировать.

Однажды Кирилл спросил: «Ты что-нибудь знаешь про теорию ограничений?» Я ответила, что читала «Цель». Он сказал, что в StockM ищут редактора. Я решила: расскажу о себе честно. Без приукрас — как есть. Про школу, «Кто студента», проекты, редактуру, презентации. Сказала, что готова учиться. Меня взяли.

Теперь я пишу в B2B, работаю с алгоритмами, готовлю кейсы, выступления, веду рубрику с уточками. Это моя работа мечты. Я читаю, пишу, думаю — и всё это имеет смысл.
Что ты скажешь тем, кто хочет сменить профессию, но боится?
Я часто слышу: «Я не знаю, что хочу делать. Я хорошо работаю, но вдруг больше ничего не умею». Совет один — пробовать.

Я сначала пошла в ивенты. Не понравилось. Ну и ладно. Потом — в писательство. Поняла, что проза — это круто, но не путь. Школа редакторов оказалась тем, что нужно.

Главное — не лежать и не бояться. Когда ты начинаешь что-то делать, мозг подстраивается. Сам начинает выхватывать нужные курсы, тексты, людей. Всё начинает складываться.

И да, я согласна с Ирой Ильяховой — можно поплакать. Но лучше копать, пока плачешь. Как в Twin Peaks: берёшь золотую лопату и выкапываешь себе путь.
Twin Peaks — загадочный сериал Линча.
Фрагмент с лопатой
Как в Twin Peaks: берёшь золотую лопату и выкапываешь себе путь
Теперь так
Ушла из юриспруденции, влюбилась в теорию ограничений, не побоялась отказать третьей ступени — и нашла работу мечты.

Настя Романова рассказала про B2B, уточек и силу честных решений.
Отредактировал и сверстал для конкурса «Вызов главреда» — Александр Никитин
anv1288@gmail.com